Согласно ст.57 ГК РФ,
реорганизация предприятий (юридических лиц) может проводиться в пяти формах, это:
- преобразование
- выделение
- разделение
- присоединение
- слияние
Процедура реорганизации включает в себя несколько стадий, каждая из которых оформляется определенными документами, имеющимисущественное юридическое значение для всего процесса реорганизации.
Принятие решения о реорганизации предприятия. В соответствии с действующим законодательством принятие решения о реорганизации предприятия относится к исключительной компетенции общего собрания учредителей (участников, акционеров) – высшего органа управления обществом либо органа, уполномоченного на то учредительными документами.
Учредители (участники, акционеры) на общем собрании принимают решение о реорганизации в одной из предусмотренных законодательством форм:
При реорганизации юридического лица в форме
выделения на базе структурного подразделения может быть создано новое юридическое лицо, как правило, дочернее предприятие за счет переданного по акту приемки-передачи имущества. Имущество передается новому юридическому лицу, как взнос в уставный капитал.
При такой форме реорганизации предприятие не прекращает своей деятельности, и становиться учредителем (акционером, участником) нового юридического лица. При этом правопреемником переданных долгов, приходящихся на это подразделение, становится новое юридическое лицо,созданное на базе выделенного из предприятия подразделения.
При
присоединении реорганизуемое предприятие после подготовки инвентаризационных описей и передаточного баланса заключает договор о присоединении с другим предприятием. Имущество передается по акту приемки-передачи и передаточному балансу в качестве взносов в уставной капитал. При присоединении одного предприятия к другому к последнему предприятию переходят все права и обязанности присоединенного предприятия в соответствии с передаточным актом.
При
слиянии нескольких предприятий и образовании на их базе нового предприятия (юридического лица) реорганизованные предприятия также как и при присоединении передают имущество новому предприятию на основании акта приемки-передачи имущества, передаточного баланса, как взносы в уставный капитал. При слиянии предприятий права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.
При
разделении предприятия и создании на базе отдельно взятого структурного подразделения нового юридического лица, предприятиеподготавливает всю документацию на передачу имущества по каждому такому структурному подразделению.
В связи с тем, что реорганизуемое предприятие прекращает свою деятельность, то при составлении разделительных балансов необходимо для каждого структурного подразделения определить размер уставного капитала, состав учредителей (акционеров, участников) и размер их вклада,приходящийся на данное подразделение, разделить обязательства каждого структурного подразделения для передачи их правопреемнику. В этом случае все права и обязанности переходят к вновь возникшим предприятиям.
Порядок оформления документации на передачу имущества структурного подразделения аналогичен применяемому при присоединении ислиянии.
При
преобразовании предприятия из одной организационно-правовой формы в другую документации на передачу имущества должна оформляться в полном объеме по всем стадиям процедурных работ, начиная от проведения общего собрания учредителей (акционеров, участников) и заканчивая составлением акта новому юридическому лицу. При этом передаточный баланс не составляют. К вновь возникшему предприятию переходят права и обязанности реорганизованного предприятия в соответствии с передаточным актом
Это решение оформляется протоколом общего собрания.
Поскольку реорганизация предприятия затрагивает интересы кредиторов предприятия и контролирующих государственных органов, реорганизуемое предприятие обязано уведомить их о принятом решении.
Подготовка документов на передачу имущества от реорганизованного предприятия к новому предприятию. При реорганизации необходимо провести инвентаризацию имущества реорганизуемого предприятия на основании приказа руководителя предприятия.
Инвентаризационная комиссия в необходимых случаях вправе провести экспертную оценку передаваемого имущества в соответствии с действующим законодательством.
Составленные в результате инвентаризации инвентаризационные описи имущества, передаточный баланс (акт), заключение независимого аудитора о составе и стоимости передаваемого предприятия подлежат передаче как приложения к договору о реорганизации предприятия, заключенному в процессе проведения реорганизации предприятия.
После заключения договора о реорганизации стороны составляют акт приемки-передачи имущества.
Договор о реорганизации предприятия с приложениями представляется на утверждение общему собранию, решение которого оформляется протоколом общего собрания.
На общем собрании также принимается решение о государственной регистрации изменений, вытекающих из реорганизации предприятия в соответствии с действующим законодательством.
Более подробную информацию по реорганизации юридических лиц Вы можете получить по телефону: 8 (4822) 64-04-49, а также по электронной почте:ofis@orenzakon.ru